Сайт о Леонардо да Винчи › Живопись


Дева Мария с ребёнком и Святая Анна




Это незавершённое произведение выполнено Леонардо в сотрудничестве с его учениками в период пребывания во Флоренции в 1508 году. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат. Вместе с манускриптами и другими работами мастера картина перешла после его смерти к Франческо Мельци. В 1629-1630 годах, во время войны с Мантуей, она была найдена французами в Казале Монферрато. В 1810 году картина экспонировалась в парижском музее.

Перед нами на фоне цепи гор, возникающих из туманных испарений, как бы постепенно придавая форму хаосу первоначального творения, вырисовывается пирамидальная группа. Дева Мария, сидящая на коленях у своей матери, склонилась к Сыну, стараясь отвлечь его от ягненка (символ Страстей Господних), которого малыш весело обнимает. Сами фигуры обладают предельной точностью выполнения. Голова святой Анны возвышается над всей группой, что придает композиции картины четко пирамидальный характер. Ее колорит выражен в мягких переходах красно-коричневых и зеленовато-серых цветов. Взгляд Анны наполнен радостью. В чертах лица святой прослеживается сходство с Джокондой. И хотя Леонардо не нарисовал над головой Анны нимба, в ее божественности нас убеждает возвышенный облик и одухотворённая красота. Мария - с нежностью и состраданием смотрит на малыша, как будто предчувствуя трагическую гибель своего сына.

Все фигуры как бы растворены в пространстве картины. Она дышит покоем и сосредоточенной созерцательностью.